Для чего нужны референс-менеджеры? И почему Zotero?


Дефицит времени – это обычная характерная черта работы каждого ученого. При этом, в ущерб собственно творческой работе, львиную долю времени обычно съедают чисто технические вещи, в том числе и работа с библиографией. Относительно последнего, такой класс программ как библиографические менеджеры, способны сэкономить исследователю немало времени и нервов.

Для чего нужны референс-менеджеры?

Референс-менеджеры (или библиографические менеджеры) являются программным продуктом, который призван выполнять следующие функции:

– формирование личной или интегрированной библиографии для проведения исследования;

– организация научных источников, их систематизация и комментирование;

– интеграция с текстовыми процессорами (Microsoft Word, iWorks Pages, Open Office, LaTeX, Scrivener и др.) Для автоматической генерации библиографии и ссылок;

– оформление рукописей статей, диссертаций, монографий в соответствии с требованиями различных академических стилей.

Как пишет один из украинских ученых в своем блоге: «На сегодняшний день количество референс-менеджеров переваливает за несколько десятков (например, Wiki предлагает большую статью для сравнения их функционала здесь), каждый из которых имеет свои особенности, некоторые являются кросс-платформенными, некоторые нет, одни платные, другие бесплатные, некоторые работают в облаке, некоторые только локально. Многообразие продуктов, как известно, идет на пользу потребителю, поэтому у нас с вами появляется возможность выбрать именно то, что нам нужно. Скажу по собственному опыту: работа с референс-менеджерами позволяет полностью изменить работу над написанием академических текстов. Какие только варианты чернового оформления библиографии я не видел: ссылка в сносках с последующим ручным переводом их в «квадратные скобки»; полный текст ссылки прямо в тексте рукописи, выделенные другим цветом ссылки в примечаниях и тому подобное. Референс-менеджеры позволяют просто забыть обо всех этих сложностях. Вы просто пишете, ставите ссылку, а они делают всю работу за вас».

Почему Zotero?

«На самом деле, ответа на этот вопрос не существует. Как я уже говорил, каждый выбирает для себя тот референс-менджер, который ему больше нравится. Сейчас я в основном использую EndNote, потому что в нем удобнее редактировать шаблоны стилей цитирования (я часто цитирую источники, имеющие довольно нетипичный шаблон оформления). Для научных коллабораций, когда над одним текстом работает несколько исследователей, больше подходит Mendeley. В США и Канаде, насколько мне известно, очень популярен Papers 3. Европейские университеты и исследовательские центры, если не имеют институциональной лицензии на EndNote, как правило, используют Citavi или RefWorks. Однако в Zotero есть несколько существенных преимуществ:

– из всех референс-менеджеров, с которыми мне приходилось сталкиваться, именно Zotero является самым простым с точки зрения усвоения и удобства в использовании;

– Zotero является бесплатным (как и многие другие референс-менеджеров, которые, впрочем часто имеют существенные недостатки);

– Zotero является кросс-платформенным, он работает и на Windows, и на MacOS, и на Linux, причем везде одинаково;

– он, в отличие от подавляющего большинства референс-менеджеров, имеет украинский (и русский) интерфейс, для многих может иметь принципиальное значение».

В пользу Zotero также говорит то, что с ним интегрируется такой полезный ресурс для проверки статей с помощью цитат, как Scite, о возможностях которого можно посмотреть здесь

Возможности Zotero

«Zotero существует в двух основных форматах: как плагин для браузера и как отдельная программа, которая никоим образом к этому браузеру не привязана. Я буду говорить именно о втором варианте, поскольку он является более распространенным. Важным преимуществом Zotero также является то, что он поддерживает модификации. Для него существует огромная куча различных дополнительных модулей, которые ориентированы на специфические сценарии использования программы. Например, довольно популярна модификация Juris-M, которая «заточена» под работу с юридическими текстами. Итак, давайте знакомиться.

Как я уже писал, интерфейс Zotero довольно прост. Вот так выглядит основное окно программы после ее запуска:

Здесь есть пять основных зон: сверху находится рабочая панель с основными командами (слева направо): создание новой коллекции (то есть папки, где будут храниться ваши рефренсы), создание новой группы (для коллабораций с другими исследователями), настройка, добавление нового рефренса, «магический» поиск, добавление примечания к референсу, добавление вложения к референсу и поиск.

Слева находится ваша библиотека, которую можно организовывать с помощью коллекций и субколекций.

Прямо под панелью бибилотека – панель ключевых слов, которые привязаны вами в референсах, находящихся в выбранной на данный момент коллекции.

Прямо по центру основная зона – список рефренс. На скриншоте видно только три колонки: название, автор и голубой кружочек, который свидетельствует о наличии прикрепления к референсу какого-то документа (например, pdf-файла). Но эта зона может быть легко кастомизированная, сюда можно добавить и другие колонки, такие как тип документа, дата добавления, издатель, год публикации, заметки и тому подобное.

Наконец, справа находится панель сведений о выбранном на данный момент референсе (в нашем случае это статья Г. А. Каламкарян). Как можно увидеть на старте Zotero предлагает очень много полей, которые можно заполнить для каждого документа (на самом деле этих полей намного больше). Но для большинства референсов (например, для статьи в журнале) достаточно автора, названия, наименования журнала, номера, года и диапазона страниц. Также в этой панели можно получить доступ к тегам, примечаниям и связанным документам». Подробнее

Подробную инструкцию по работе с референс-менеджером Zotero можно посмотреть здесь

Источники: https://techsforwriting.wordpress.com/2016/08/24/zotero-або-те-з-чого-варто-починати-знайомс/;

https://strix.ks.ua/uk/software/sciencesoft/75-zotero

s2.png

ул. Шатилова дача, 4, оф. 702 (8 эт.),
г. Харьков, Украина, 61165

+38 (057) 750-89-90
+38 (097) 020-27-30
+38 (050) 303-38-01

Image
Image
Image
Image